Прием заявок с 9 до 21
Эл.почта
Температурные перевозки
WhatsApp
Новости грузоперевозок в России
Грузоперевозки

Каботаж по РФ разрешат с 2025 года

Закон, позволяющий перевозчикам из стран ЕАЭС выполнять каботажные перевозки по России, был подписан в конце 2022 года. На данный момент, каботаж для иностранных компаний в РФ запрещен.

В России фуры из Армении, Кыргызстана, Казахстана и Беларуси смогут продолжить работу внутри страны. Но они будут очень ограничены в количестве перевозок (не более трёх) и во времени (не более недели). В связи с этим, на каботажные перевозки придется получать разрешение от Ространснадзора.

Грузоперевозчики из Казахстана, Беларуси и Армении смогут доставлять грузы внутри России с 1 марта 2025 года. Эти ограничения введены для таких перевозок.

Но есть и хорошее. Каботажная транспортировка осуществляется только после завершения международной перевозки. По сути, перевозчики из ЕАЭС не могут отправить пустые фуры в Россию для заработка: сначала они должны найти подходящий груз.

Если говорить о законе, то он разрешает не более трёх последовательных каботажных перевозок на протяжении семи дней после доставки груза в Россию и до прибытия машины.

Федеральный закон от 29.12.2022 № 627-ФЗ

Кроме того, для осуществления каботажных перевозок потребуется разрешение Ространснадзора. Подача заявки на получение разрешения перевозчику потребует приложить к заявлению товаро-транспортную документацию, доставленную в Россию и передать сведения о планируемой каботажной перевозке (данные о грузоотправителе или получателе товара, его массе). В любом случае, маршрут должен быть логически обоснован и направлен в страну регистрации ТС.

Так же существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать. На одном транспортном средстве, которое пересекло границу России, можно осуществить только каботажную перевозку. Каботажная перевозка опасных грузов по-прежнему остаётся под запретом.

Как это отразится на рынке грузоперевозок по России?


По мнению авторов закона, его принятие не повлечет негативных финансовых последствий для предпринимателей. Но профессиональные участники рынка комментируют это иначе.

Президент транспортной ассоциации «Грузавтотранс» Матягин Владимир.:

В странах ЕАЭС цена бензина, а также размер налогов на топливо и других сборов с перевозчиков значительно ниже стоимости топлива в России. Таким образом, ниже и себестоимость перевозки: иностранные компании могут получать прибыль от ставок для российских перевозчиков.

Для российских фур активное проникновение может обернуться демпингом и резким снижением ставок.

Какие ограничения для иностранных перевозчиков существуют?


У нас есть некоторые законы, которые прорабатываются частично: в чём-то интересы рынка учитываются, а в чем-то нет. Можем ли мы узнать где будет находиться фура после того, как она привезла груз в Россию. Нет, и еще раз нет. Теоретически вы можете подключить цифровую систему и использовать, например, цифровые пломбы или трекеры для контроля всего процесса транспортировки. Нет ни слова о том, что в законе есть такое положение.

Аналогичную точку зрения высказывает председатель «Объединения перевозчиков РФ» (ОПР) Владимиров Сергей Владимирович.

У нас для своих перевозчиков нет работы. Мы останемся без работы на ближайшие месяцы, - говорит глава ОПР. В нашей стране ограничения для иностранцев оправданы и разумны, но строгость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения. За кем будет наблюдать?

А управляющий партнёр M.A.Research, кандидат экономических наук Симонова Людмила с оптимизмом смотрит на происходящее.

Защитница считает, что введенные ограничения будут значимым фактором и отобьют желание многих иностранных компаний осуществлять перевозку внутри России.

Закон о каботаже должен быть гармонизирован с рынком, но не сильно менять ситуацию на нем. Возможно, это будет сделано в качестве уступки Казахстану, который не разрешает ввоз грузов из третьих стран, перегруженных или перегруженных в России или Беларуси.

Обычно эффект от изменений в законодательстве практически невозможно оценить до тех пор, пока они не вступили во силу. Эксперты не согласны с оценками ситуации, но едины в том, что все зависит от того, насколько сложным будет процесс осуществления перевозки и ее согласования с Ространснадзором.

С помощью бюрократии можно остановить поток иностранных фур и защитить российский рынок автоперевозок от демпинга и снижения ставок. По мнению экспертов, в противном случае российских перевозчиков ждет новый серьёзный вызов — ничего подобного до сих пор не было.